Новая рубрика: коварные эмоции, психосоматика в действии и можно ли вылечиться позитивом
В стране больных безраздельно властвуют эмоции, страх подавляет разум. Хворая, мы бываем так хрупки в отношении чувств. Эмоциональное состояние людей играет порой важную роль в течении недуга и в ходе выздоровления. А вот медицинскому обслуживанию слишком часто недостает эмоционального интеллекта.
Сейчас микробиологи и другие ученые обнаруживают все больше и больше связей между головным мозгом и сердечно-сосудистой и иммунной системами. Правда, для начала ученым пришлось принять некогда радикальную идею о том, что они вообще существуют.
Пациенту любая встреча с медсестрой или врачом может принести обнадеживающее известие, утешение и ободрение. При непонимании — подтолкнуть его к отчаянию. Достаточно часто медицинские работники перегружены работой. Безусловно, есть и те, у кого всегда находится время, чтобы подбодрить и должным образом проинформировать пациентов. Но бывает, что медперсонал ограничивается профессиональными обязанностями. Хотя часто людям может помочь участие. И едва ли не больше, чем лекарство.
Для людей, испытывающих постоянную тревогу, переживающих длительные периоды печали и пессимизма, беспрестанное напряжение или бесконечную враждебность, отличающихся безжалостным цинизмом или подозрительностью, как выяснилось, удваивается риск заполучить какую-нибудь болезнь, включая астму, артрит, головные боли, пептическую язву и болезни сердца.
Не меньшей целительной силой обладает и надежда — близкая родственница оптимизма. Поэтому немудрено, что люди, исполненные надежды, не ломаются под напором тяжелых обстоятельств, включая проблемы со здоровьем.
Все большее число врачей признает место эмоций в медицине. Например, Камран Незхат, выдающийся хирург-гинеколог из Стэнфордского университета, признается: «Если кто-то из пациенток, назначенных на операцию, говорит мне, что она охвачена паникой и не хочет, чтобы ее оперировали, я отменяю операцию».
По материалам книги «Эмоциональный интеллект»
Эмоции и эмоциональный интеллект играют большую роль в нашем здравии и болезни. Учитесь техникам контроля над эмоциями и релаксации, практикуйте медитацию и умение останавливаться в суете и, конечно, не оставляйте без внимания чувства близких.
И объясняет далее: «Каждый хирург знает, что крайне испуганные люди очень плохо переносят хирургическое вмешательство. Они теряют слишком много крови, подхватывают больше инфекций, и у них чаще бывают осложнения. Да и период выздоровления у них протекает тяжелее. Гораздо лучше, если они спокойны». Причина проста: тревога и паника повышают кровяное давление, и вены, набухшие от крови, сильнее кровоточат, разрезанные ножом хирурга.
Есть даже термин — внутренняя картина болезни: это представления человека о своем заболевании. И игнорировать это нельзя.
Как в случае с депрессией, за пессимизм тоже приходится расплачиваться здоровьем, тогда как оптимизм способствует его укреплению. Так, в ходе исследования с участием 122 человек, переживших сердечный приступ, оценивался уровень их оптимизма или пессимизма. Через восемь лет из 25 самых законченных пессимистов умер 21, а из 25 наиболее жизнерадостных оптимистов умерли только 6.
Психологи доказали, что разговор о том, что тревожит больше всего, окажет благотворное терапевтическое воздействие. Достаточно 15-20 минут в день в течение пяти дней описывать, к примеру, «самое травмирующее переживание всей жизни» или что-то, упорно вас беспокоящее. Подобная «исповедь» улучшает иммунитет и уменьшает частоту визитов к врачу в последующие полгода.
Открытие, сделанное на факультете медицины и стоматологии Рочестерского университета в 1974 году, заставило переосмыслить биологическую карту организма: психолог Роберт Адер обнаружил, что иммунная система, как и головной мозг, может учиться. Его вывод вызвал шок. До этого медики считали, что нервная система может реагировать на переживания лишь изменением поведения.
Эмоции и здоровье связаны сильнее, чем многие привыкли думать. Психосоматика как раз занимается изучением этого феномена. Психолог Дэниел Гоулман рассказывает, как эмоции влияют на наше самочувствие, почему не стоит делать операцию, если человек боится, зачем врачам эмоциональный интеллект и правда ли, что можно победить болезни позитивными мыслями.
Открытие Адера стало началом исследований проводящих путей, которые не разделяют, а тесно связывают психику, эмоции и тело.
Хроническая тревога и гнев усиливают восприимчивость человека ко многим болезням, а депрессия затрудняет выздоровление и повышает риск смертельного исхода, особенно у слабых больных в тяжелом состоянии. К счастью, положительные эмоции действуют с точностью до наоборот.
Предостережение для любителей лечиться силой мысли, уверенных в том, что люди могут сами излечить себя даже от самой тяжелой, характеризующейся злокачественным течением болезни, просто делая себя счастливыми или имея позитивные мысли. Или что они, так или иначе, сами виноваты в том, что заболели. Не стоит так думать, потому что это может серьезно навредить здоровья.
То, что причинами головных болей, астмы, высокого давления и некоторых других телесных болезней могут быть психические процессы, переживания и эмоции, кажется чем-то из разряда фантастики. И тем не менее в медицине действительно есть направление, психосоматика, посвященное этому.
Добавьте безмолвие к списку эмоциональных рисков для здоровья — и внесите эмоциональные узы в список защитных факторов. Социальная изоляция — ощущение, что у тебя нет никого, с кем бы ты мог поделиться сокровенными чувствами или иметь близкий контакт, — удваивает шансы заболеть и даже умереть. Зато тесные узы обладают практически целительной силой.
Помимо таких медицинских историй, есть много доказательств клинической важности эмоций. В исследовании нескольких тысяч мужчин и женщин подтвердилось: отрицательные эмоции вредны для здоровья — и даже очень.
Источник: http://smotridtp.ru