Текст посвящен рассмотрению творчества американского кинорежиссера Джона Уотерса с точки зрения того, как оно соотносится с искусством и теорией постмодернизма.
Большой бюджет для Уотерса – это не самоцель, это лишь средство. Это способ дойти до массовой аудитории, до того зрителя, который никогда не пойдет на сеанс низкобюджетного авангардного кино. Уотерс никогда не хотел говорить со зрителем на высоколобом языке интеллектуала, он никогда не хотел снимать для маленькой группы постоянных зрителей — он всегда желал найти выход к массовой аудитории. И для осуществления этой мечты Уотерс и идет на сотрудничество с крупными студиями и на работу с популярными кинозвездами.
Творчество Джона Уотерса прекрасно соответствует и финансово-экономическому аспекту постмодерна. Многие теоретики постмодернистского искусства отмечают его тесную связь с финансовыми потоками и явную нацеленность на извлечение прибыли из творческой деятельности. Не чужд этим принципам и Уотерс, который начинал снимать свои первые фильмы чуть ли не с нулевым бюджетом, но, судя по всему, уже тогда имел цель пробиться в сферу высокобюджетного студийного кинопроизводства, что ему в итоге и удалось. В этом его принципиальное отличие от режиссеров-авангардистов эпохи модерна, для которых принципиальной значимостью обладает абсолютная независимость и бескомпромиссное противостояние кинокорпорациям. Для режиссера-постмодерниста такая позиция просто немыслима: можем ли мы представить таких режиссеров, как Тарантино, Кроненберг, Линч, Гринуэй, без сотрудничества с крупными студиями и без высокого уровня финансирования с их стороны? Определенно нет. Таков же и Уотерс, который один из первых сумел преодолеть извечный страх авангардистов перед киноконцернами и большими бюджетами.
Есть что-то глубоко символичное и даже мистическое в том, что ключевой фильм Уотерса, фильм, сделавший ему имя, картина «Розовые фламинго» выходит в свет 17 марта 1972, ровно на следующий день после разрушения первого здания в знаменитом квартале Прюит-Игоу в Сент-Луисе, снос которого и ознаменовал собой конец эпохи модерна и начало постмодерна. Точно так же и творчество Джона Уотерса стало одним из важнейших моментов в истории кинематографа и одним из самых ярких примеров нового, постмодернистского киноискусства.