27 января — премьера документальной ленты «Родные» (в широком прокате — со 2 февраля). Это могла бы быть рядовая премьера, если бы не главные герои: режиссер Виталий Манский решил рассказать собственную историю, а именно — о жизни своей семьи и влиянии событий 2013—2015 годов на их жизнь. В совершенно бытовых ситуациях, кадр за кадром, фильм демонстрирует, как самых близких людей может разделить лишь один год и как они чувствуют себя в этой новой реальности. Liferead.media пообщался с режиссером, чтобы узнать подробности.— Виталий, вам удалось убедить родных стать частью вашей документальной истории — взять и для миллионов людей открыть дверь в свою приватную реальность, показать, как живут, рассказать, о чем думают на самом деле… Это очень смелый шаг с их стороны. Как они на это согласились и какая у них была реакция на уже готовый материал? — Конечно, сначала мои родные были не в восторге от этой идеи. Но я был настойчив, и у них не было шансов отказаться, ведь это же родные люди! А когда картина вышла, и ее поочередно стали смотреть герои фильма, к примеру мама, сестра с мужем, все они сошлись на том, что это было правильное решение — принять участие в фильме. Никто об этом не пожалел. Правда, картину посмотрели не все. Сейчас, например, я еду представлять фильм во Львов — там его посмотрят мой двоюродный брат Вова, моя тетя Люда, остальные герои. Я специально не стал присылать им скрытую ссылку на фильм (хранилище в сети с закрытым доступом. — Авт.), несмотря на их настойчивые просьбы. Я хочу, чтобы они увидели его на большом экране, вместе со зрителями. Потому что я помню, как моя мама смотрела фильм вместе со мной на фестивале в Карловых Варах, и я помню, какое впечатление на нее произвела реакция публики. Это крупный международный фестиваль, и украинцев в зале там было человек пять всего. Остальные — большие любители документального кино с самых разных стран, и было очень любопытно наблюдать их реакцию: в каких местах они смеялись, в каких — замирали. Все это — тоже важная составляющая картины. Поэтому я с особым трепетом ожидаю львовскую премьеру — чтобы увидеть реакцию людей.
— А как вы приняли для себя решение рассказать свою историю миллионам чужих, незнакомых людей? — Мне кажется, разговор на такие важные и главным образом болезненные темы можно вести только на очень доверительном уровне, очень честно и открыто. А когда ты говоришь о чем-то постороннем, возникают соблазны быть каким-то ангажированным. И после этого между режиссером и зрителем возникает некая дистанция, которая непозволительна. Для меня очень важно было говорить о своих переживаниях, семье, опыте и в своих интонациях — без политического подтекста и пропагандистского накала, который совершенно очевидным образом существует как в России, так и в Украине, США и где-либо еще. Я хотел от этого дистанцироваться, рассказать по-своему. — Когда вы представляли картину на международных фестивалях, на показах за границей, какая была реакция у иностранцев? Какие вопросы задавали после показа? — Очень часто подходили люди из каких-то совершенно экзотических стран, к примеру из Индии или Египта. Они говорили очень проникновенные слова о том, как тронула их моя картина. И конечно же, я стараюсь не упустить шанс и спросить у них, а что же их вообще там тронуло, насколько они поняли для себя это историю? Общий смысл такой: даже если люди не до конца понимают каких-то нюансов, исторических или фактажных, их очень трогает эта человеческая история, трагедия. Эмоциональная составляющая для них оказалась самой сильной. Ко мне, например, подошел режиссер из Индии. Он рассказал о том, как его задел фильм, что их страна проходила через нечто подобное, что степень искренности и достоверности того, что он видел на экране, помогает вникнуть в суть этой проблемы, сопереживать происходящему, чувствовать Украину.
[email protected]
— Если говорить в целом о документальном кино, как о жанре, в котором работает реальный человек и которому нужно платить по счетам, может режиссер прокормить себя и семью, занимаясь производством исключительно документальных фильмов? — Если мы говорим о документальном кино, в первую очередь надо определиться, что именно мы подразумеваем под этим продуктом. Например, я знаю, что есть люди, которые отлично, довольно безбедно живут за счет того, что снимают свадьбы. А что? Съемка свадьбы — это ведь тоже документальное кино, фильм о реальной жизни реальных людей. Да, это не такое энергозатратное дело, как съемка в пустыне, но оно имеет место быть. Есть и те, кто снимает на телевидении, и тоже думают, что снимают документальные фильмы…