Они избегали фото и видеосъемки, считая, что с изображением заберут и их душу. Не умели плавать и, самостоятельно пользуясь обласком уже с трех лет, часто тонули, не дожив до взрослого возраста. У селькупов была семиричная система исчисления. А у кетов, как у индейцев- навахо, глагол «делать» мог состоять из длинного предложения с описанием целой истории. Малочисленные коренные народы Сибири, их язык, традиции — предмет многолетнего изучения специалистов из Томского педагогического университета.
Солнце у всех селькупов — луч жизни. У русских такая ассоциация — редкость. Оказывается, по поверьям селькупов, только когда на женщину падает луч солнца, ей с верхнего мира дается право зачать новую жизнь. Современные молодые селькупы об этом знать не могут, но какая-то память, может через сказки переданная, есть, и у многих, даже не знающих уже языка, именно такая ассоциация. Или мы просим их дать ассоциации к словам «берег, река». Русские чаще всего говорят — комары. А у селькупов такие ассоциации, что картины можно писать: лодка, костер, уха, разговор, чай.
На самом деле удивительно, как люди в разных странах в разных университетах, не связанных с изучением языков, начинают этим увлекаться. Тот же чулымский язык изучали два американца — Андерсон и Харрисон, Ику Нагасаки из Японии четыре года подряд ездила с нами в экспедиции в Парабельский, Каргасокский районы. Ей даже пришлось для этого выучить русский язык. Сейчас в педагогическом институте учится американец Пол Мэтью Фелан, он занимается исследованием социолингвистической ситуации. С ним был курьезный случай: в прошлом году он с нашими малочисленными народами проводил социологическое исследование. Выяснял, кем себя человек считает по национальности. И хотя Пол достаточно хорошо уже знает русский язык, все наши информанты переполошились, давай нам звонить, говорят, тут какой-то американец ходит, все выспрашивает, нас переписывает, не к добру это. В людях срабатывает генетическая память, они боятся пришлых.
На фото: Наталья Полякова на теплоходе по пути в экспедицию